С компьютером на Ты

Кем и в каком году был введен термин гипертекст. Что такое гипертекст Что такое гипертекст? Каков структурный состав гипертекста

понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст - максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертекст, неявное знание).

Отличное определение

Неполное определение ↓

гипертекст

ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) - способ представле ния информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки. Этим Г. от личается от линейного текста, который позволяет обра батывать информацию только единственным способом последовательно, один блок за другим. Идея Г. тесно свя зана с компьютерным представлением информации В настоящее время, в частности, Г. представляет собой основной принцип организации интернет-сайтов, а возможно, и всей сети Интернет в целом. В этом смысле противопоставление Г. линейному тексту связано с противопоставлением компьютера бумажным носителям. Текст в книге с необходимостью является линейным. Обращение к Г. происходит также в рамках работ по созданию искусственного интеллекта. В современных когнитивных исследованиях высказываются гипотезы о том, что информация в сознании человека также может быть представлена в виде Г. В таком случае структура знания должна отличаться от линейной последовательности речи, с помощью которой это знание передается. К этой идее близко (хотя и не тождественно) представление о том, что гипертекстовой структурой обладает человеческое познание. Последнее включает в себя совокупность различных познавательных актов, таких, напр., как наблюдение, принятие допущений, выдвижение гипотез, связи между которыми имеют далеко не линейный характер. Г.Б. Гутнер Г. - термин, введенный в 1960-х для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Однако идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т.е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей. Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к другим. Однако такая свобода имеет и отрицательные стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т.е. базу, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная «проблема навигации». Для ее решения используют различные средства. Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т.е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т.д. Другой тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы с помощью указаний: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т.д. Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов, проявляемых при обучении в гипертекстовой феде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г. Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные, по мнению разработчиков, места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах разработчик может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр. Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта, и в частности - элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в какой-либо предметной области. Логика такого обучения близка логике экспертных систем и может быть выражена формулой: «При достижении результатов обучения А, В, С по теме N рекомендуем перейти к изучению области G». Другим способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»). Важным методом снижения отрицательного влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «Имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой тем. Критерии близости тем могут быть разными, а степень их близости - заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между двумя сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения: на уровне оглавления или подзаголовков. Еще одним важным навигационным средством помощи является метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого вызывают пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуются этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки. Наряду с маршрутами, типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения учащегося. В самом простом случае - это перечень ранее посещавшихся узлов, в более сложных - это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, который предназначен для совместного использования с картой и маршрутами. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. является очень удобной средой для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, давая при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с другими частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше учащийся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Таким образом, гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с другой - она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы учащегося по построению собственных маршрутов изучения предметной области. В.М. Кроль

Гипертекст – это набор документов, соединенных гиперссылками.

Данное определение сильно напоминает инопланетную энциклопедию из незабвенных «Дневников Йона Тихого».

  • Сепульки – сепуление – сепулярий.

Однако все так и есть.

В глобальном смысле вся всемирная сеть интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, как бы эманациями квантовых переходов, позволяющими осуществлять мгновенные взаимодействия сквозь пространство независимо от расстояний.

Хотя в цифровой реальности понятия пространства и времени должны сильно отличаться от того, что мы можем увидеть, с трудом оторвавшись от мерцающих компьютерных дисплеев и выглянув в окошко.

  • «Ни фига себе, уже зима началась и снег красиво припорошил личные и корпоративные автомобили, нагло припаркованные прямо на пешеходных зонах».

Кстати, к элементам гипертекста и гипертекстовых взаимодействий можно отнести и недавно принятый подзаконный акт, согласно которому каждый неравнодушный гражданин своей страны может сфотографировать нарушения ППД с помощью смартфона (неправильная парковка, мешающая пользователям дорожного движения передвигаться по гипер-дорогам) и мгновенно отправлять уведомление прямиком в ГИБДД.

А уж доблестные и неподкупные сотрудники последнего найдут способ прищучить и взять за жабры злостного нарушителя.

Исторический экскурс

Старожилы и ветераны от информатики все еще смутно припоминают (в кошмарных снах) легендарный MS DOS (не путать с DDoS!), где были такие вызываемые нажатием на функциональную клавишу F1 помощи и инструкции, рассказывающие, как пользоваться Нортон или Волков коммандерами.

Так вот, это и был прародитель современного гипертекста – при нажатии на гиперссылку можно было быстро перемещаться между страницами и разделами.

Впрочем, перемещения ведь тоже производились при помощи клавиатуры, так как такой манипулятор, как компьютерная мышь еще не работал в этих программах.

Собственно термин Гипертекст (Hypertext) придумал и ввел в обращение один из отцов-основателей HTML (язык разметки гипертекста) Теодор Нельсон аж в 1965 году, в самый разгар Битломании.

Кстати, сам Тед происходил из артистической, не побоимся этого слова – голливудской семьи.

Мама – оскароносная актриса, папа – режиссер. И что его потянуло в эту кибернетику? Пошел бы в актеры, глядишь, стал бы президентом, как Рейган. Как видно, не всегда яйца падают недалеко от курицы.

Следует признать, что гипертекст вовсе не инновация цифрового документоведения. Гиперссылки известны в литературе с незапамятных времен.

Бумажные ссылки выглядят вот так (1) и искать такие цитаты приходится вручную, предварительно намусолив папиллярные подушечки слюной, чтобы было удобнее перелистывать страницы пальцами. Дикость и темное средневековье – все равно, что пытаться зажечь газовую горелку с помощью огнива.

Секретные технологии – как это работает

Принцип работы гипердокумента можно схематично описать следующим образом.

  • Пункт назначения отмечается (ankor – в слэгне британских моряков « »).
  • Ссылка, ведущая к анкору, по сути, представляет собой URL – универсальный локатор, адрес документа в сети интернете.
  • Клик по ссылке подает во всемирную сеть команду «искать и перейти».
  • После чего запрос поступает на удаленный сервер, на котором хранится запрашиваемый документ.
  • Сервер отправляет данные на запрашивающего компьютера.
  • Информация в формате HTML-файла обрабатывается в браузере и представляется в виде тексто-графического документа на экране компьютера.

Потому что скорость перемещения электромагнитных волн достигает что-то около 300.000 километров в секунду. С такими скоростями земной шарик выглядит совсем малюсеньким.

Гипертекст в литературе и кино

В искусстве под гипертекстовостью понимается нелинейная организация художественного произведения, характеризующаяся перескоками сюжетной линии в процессе последовательного изложения.

Тем самым достигается иллюзорное восприятие объемности, одновременности протекания сразу нескольких сюжетных линий.

Ярким примером гипертекстового художественного произведения являются кинофильмы Квентина Тарантино.

Например, «Криминальное чтиво», где сюжет то и дело перескакивает от философствующих киллеров Винсента и Джулса к простодушному боксеру Бутчу, а зажигательные танцы в «Тощем зайце» сменяются жуткими сценами в подвале педофилов.

Гипертекстовость можно обнаружить в романах братьев Вайнеров – «Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве».

Гипертекст - это система страниц с текстом, которые связаны ссылками.

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Примером гипертекста являются все действующие сайты, интернет энциклопедии, сети компьютеров и прочие ресурсы, в которых можно с одной страницы перейти на другую.

Наверняка вы хотя бы раз использовали Википедию. Размещенные в ней статьи - ярчайший пример гипертекстов. Здесь в каждой статье выделены какие-либо термины/понятия/даты/фамилии ученых. Нажав на них, вы переходите на статью, которая уже посвящена им. Также вы можете встретить гипертекст, зайдя на любой сайт. Видите здесь раздел «Главная», «О компании», «Наши работы» и так далее. Все вместе это гипертекст.

Еще одно понятие гипертекста - это документ, который составлен с помощью специального языка разметки (HTML или любого другого). Гипертекстовый документ имеет внутри особые отметки, теги. Именно теги обозначают, где находится гиперссылка. В дальнейшем браузер осознает команду, что нужно перейти на другую ссылку с помощью данных тегов.

Из чего состоит гипертекст

Гипертекстовый документ еще принято называть HTML документом. Он включает в себя две части: сам текст (информационный блок, материал, данные, содержимое) и теги - для разметки текста. Они определяют внешний вид, как разместить ссылки и т. д.

Вся информация, которая включается в состав гипертекстового документа, будь то графические изображения или аудиофайлы, размещаются в отдельных файлах, которые привязываются к основному документу. Далее браузеры читают теги разметки и соответствующим образом отображают информацию. При этом данные файлы имеют формат.html или же.htm.

Чаще всего теги прописываются в паре. Пара при это обязательно начинается с открывающего элемента <наименование_тега>, далее идет сам материал, выделяемый с помощью тега, а затем идет закрывающий тег . Прописанный тег вступает в свои права и начинает действовать с того участка, где он впервые встречается на странице. Подобную пару называют еще контейнером, а текст или другая информация, которая находится в паре - это элемент.

Гипертекст может содержать самые различные элементы: табуляции, традиционные буквы и цифры, пробелы, знаки препинания, возвраты, специальные обозначения (@, *, +, = и так далее). Однако лучше отказаться от использования в тексте следующих элементов: знаков > (больше), < (меньше), " (двойная кавычка) и & (амперсанд). Объясняется это тем, что они не будут отображаться должным образом на веб странице, а будут читаться браузером как HTML код.

Кем и когда был введен термин гипертекст

Когда еще сеть интернет не имела столь широкого распространения, когда речь шла о гипертексте, понималась литература, книжные издания, в которых в одних разделах имелись ссылки на другие разделы/статьи. Как правило, это были энциклопедии и справочная литература.

Впервые сам термин был использован первооткрывателем в области информационных технологий - Теодором Нельсоном Холмом. Он употребил термин в своей работе «Файловая структура для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого». Здесь гипертексту соответствовало следующее определение - это текст, который имеет разветвления внутри самого себя и может выполнять действия по запросу.

С момента формирования термина прошло немало времени. Сейчас это система веб страниц, которые взаимосвязаны друг с другом ссылками.

Возможности гипертекста

  • Удобство. Вы логично структурируете контент, связываете страницы с релевантными материалами.
  • Юзабилити. Красивые элементы интерфейса, полезные функции для пользователя.
  • Включение элементов медиа - встраивание в страницу видеороликов, звуковых дорожек. Это делает контент разнообразным.
  • Новый способ запроса данных пользователем: чтобы получить информацию, пользователю достаточно нажать на выделенный элемент.

Таким образом, гипертекст призван сделать документ более понятным и удобным в использовании, а также упростить процесс доступа к данным.

Гипертекст - текст, в котором содержаться ссылки на другие ресурсы, веб-страницы, различные объекты, связанные с основным содержанием по смыслу. При переходе по таким ссылкам пользователь получает разъясняющую или дополнительную информацию. В широкий обиход это понятие вошло сравнительно недавно. В связи с этим у многих людей возникает интерес к этому термину, и к тому, кто придумал гипертекст.

Вконтакте

Научный советник президента Соединенных Штатов Америки Рузьвельта Ф. Д. Ванневар Буш является тем человеком, кто создал гипертекст. Буш - ученый-инженер, разработчик аналоговых компьютеров.

Машина Memex

В1945 году учёный опубликовал статью «Как мы можем думать», где изложил свою идею машины, позволяющей просматривать и пополнять записи документов, содержащихся на пленке . Этот аппарат получил название Memex, но построен никогда не был. Однако саму идею, которую несло устройство, позже назвали гипертекстом.

Ванневар Буш считал, что информацию нужно хранить в виде микрофильмов, записанных на пленку. Исходя из этого, чертежи аппарата предусматривали устройство для чтения микрофильмов, а также устройство для их записи с помощью процесса сухой фотографии. Другими словами, Memex не являлась цифровой техникой.

В представлениях ученого машина была похожа на письменный стол, на котором располагались экраны, отображающие информацию, и клавиатура управления. Хранилище пленок и доступ к ним, по идее Буша, должны были находиться внутри стола.

Но главная и важная особенность - новизна машины состояла не в способе хранения микрофильмов, а в способе доступов к информации . Ученый изобрел механизм перекрестных ссылок. Аналогичный механизм используется в современном гипертексте. Ссылки он предлагал записывать во вспомогательных полях документа. Средством навигации выступало устройство, напоминающее современный мультимедийный шлем.

Первую работоспособную гипертекстовую систему разработал и продемонстрировал Дуг Энгельбарт в 1968 году. Называлась она NLS. Его работа стала прорывом.

Были изобретены такие выдающиеся технические изобретения, как:

  • манипулятор «мышь»;
  • контекстные меню;
  • многооконный интерфейс;
  • клавиатура с несколькими функциями.

Уже другой ученый Тим Бернерс-Ли в 1989 году разработал гипертекстовый проект , ставший в итоге Всемирной паутиной. Всемирная сеть и называется паутиной в силу того, что имеет разветвленный, структурированный, многоярусный, связанный логически источник различной информации. Чуть позже Бернерс-Ли с коллегами создали язык HTML. На этом языке записываются современные гипертексты - документы, которые можно просматривать благодаря гиперссылкам.

Появление термина «гипертекст»

Сам термин «гипертекст» придумал в 1962 году и начал использовать американский социолог, филолог и изобретатель в области информационных технологий Тед Нельсон. В 1965 году Нельсон опубликовал работу о системе Xanadu, которая фактически являлась прообразом веб-пространства. В ней была описана гипертекстовая система для хранения, поиска текста, где и упоминался новый термин.

Нельсон описывал это понятие следующим образом: «Гипертекст - это текст, имеющий свою природу, разветвляющийся и способный выполнять сразу огромное количество действий по запросу читателя» .

Этот термин используется и в более широком смысле, когда под ним понимают произведение литературы, словарь или энциклопедию, содержащие конфигурации, благодаря которым можно просматривать различные части текста, составляющие единый по смыслу документ.

Как ни странно, самым простым примером литературного произведения, содержащего много ссылок, является самая популярная книга в мире - Библия. Объясняется это тем, что каждая глава Писания содержит ссылки на другие части и разделы.

В наше время в компьютерной технологии под гипертекстом понимают текст, который формируется с помощью специального языка и рассчитан на использование гиперссылок.

Гиперссылка - это часть документа, отсылающая на другой источник информации в этом документе или другой объект, расположенный в компьютерной сети, на диске. Гиперссылку можно добавить к любому элементу документа. Она выделяется графически.

По умолчанию в HTML-документах гиперссылки выделены синим цветом. Если навести на них курсор, то они меняются, например, изменяется цвет ссылки, и она выделяется подчеркиванием. Если навигация происходит с помощью клавиатуры, то ссылки выделяются прямоугольной пунктирной рамочкой. Обычно просмотренная пользователем гиперссылка имеет иной цвет, нежели не просмотренная, что очень удобно, так как сразу видно, какую ссылку человек еще не открывал.

Примером может служить момент:

  • когда ресурс недоступен;
  • документ, файл удален;
  • файл перенесен.

Чаще всего в такой ситуации появляется сообщение с кодом ошибки.

Гипертекст — термин, который используется не только в информатике, но и в повседневной жизни, поскольку он является универсальным для деления и обозначения источников и содержания текста.

Итак, попробуем дать разумное, точное и понятное определение данному термину.

Гипертекст — это

Гипертекст представляет собой текст, который с помощью своей структуры позволяет переходить от одного текста к другому. В жизни вы можете встретить гипертекст в любой книге, энциклопедии, в которых есть отсылка к другим источникам.

Прочитав ту или иную сноску, человек понимает, что данная информация была найдена в другом источнике и, открыв его, мы сможем прочитать данную информацию в более широком смысле.

Гипертекст в информатике

Самым простым и наиболее доступным примером гипертекста в информатике является ссылка. А именно:

  • веб-страницы;
  • документы HTML.

На языке «компьютера» — это текст, который содержит в себе ссылки. Когда человек нажимает на них, он с лёгкостью попадает на источник или на сайт, где информацию можно найти в первоначальном виде.

Гипертекст в себе может содержать не только ссылки на другие веб-страницы, но также на графические изображения, видеоролики или какие-либо музыкальные композиции.

Итак, гипертекст — это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В эру информационных технологий люди, сами того не замечая, используют каждый день гипертекст. Но если подумать, представить и сравнить, то действительно — гипертекст и гиперссылки были придуманы и раньше.

Как было отмечено выше, ссылки в книгах тоже являются гипертекстом. С приходом в нашу жизнь компьютеров и иных гаджетов стало проще пользоваться Сетью Интернет, нежели книгами. Всю информацию в один клик, перейдя по ссылке, можно найти во всемирной паутине.

Гипертекст является одной из важной, как я считаю, составляющей в информатике. Благодаря гипертексту и гиперссылке, люди значительно сокращают своё время на поиски той или иной информации.